Индустрия напитков

В 1960—1980 гг. рост потребления коммерческих форм жидкости происходит в Европе и в США в основном из-за увеличения производства алкогольных и безалкогольных напитков. Однако в середине 80-х годов потребление горячительного стало сокращаться. Это было социальным последствием сплошной автомобилизации и введения ужесточенных правил на минимальную концентрацию алкоголя в крови у водителей машин. До 1970 г. в Европе просто не было надежных приборов для измерения степени опьянения водителей. Такой прибор, основанный на инфракрасной спектроскопии, был изобретен в США в 1954 г. Но его широкое применение в Европе началось лишь много лет спустя. При этом первые допустимые уровни алкоголя были очень либеральными, почти 2 мг на литр крови. К 1990 г. он стал равен 0,8 г на литр в США и в Канаде и 0,5 г в большинстве стран Европы.

В России, Польше и Швеции он снизился до 0,2 г на литр, а в Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии — до нуля. Полный запрет 0,5 г алкоголя на литр крови достигается полпинтой пива — около 280 мл. Вина можно выпить бокал, виски — глоток. Проверка на дорогах стала регулярной и наказание суровым — не только лишение прав, но и судебные разбирательства, даже если не было никаких аварий. Люди предпочитали отказываться от алкоголя, а не от автомобиля. Во Франции потребление вина на душу населения в течение последних десяти лет снизилось вдвое, до 55 л в год. Но сильно увеличилось потребление других напитков.

Десять лет назад повсеместно началась кампания против сладких безалкогольных напитков типа кока-колы и содовой. Это было результатом борьбы с ожирением и лишними калориями. Особенно интенсивно велась кампания против излишнего сахара для детей. Фруктовые соки без добавления сахара стали более популярны. Люди, особенно дети, не любят кислого. Сахарин и другие синтетические добавки были запрещены для детей. Мощные питейные корпорации стали терять доходы и прибыль. Они переключились на «минеральную», а затем и обычную водопроводную воду в бутылках. К 2004 г. последняя продавалась во всех странах Европы и в России. Но вода стоит дешево. Чтобы сохранить оборот и прибыли на прежнем уровне, нужно было продавать ее очень много. Франция, утратившая лидерство по вину, стала лидером по воде: 150 л бутылочной в год на каждого жителя.

В 2007 г. рынок продаж бутилированной воды вырос в мире до 53 млрд. долларов. Россия импортирует треть потребляемой бутылочной воды, либо лицензирует западные компании на производство ее на своей территории. «Аква минерале» (Aqua Minerale) и «Бонаква» (Bonaqua), производимые корпорациями «Кока-кола» и «Пепси-кола», продаются сейчас в Индии и Китае на базе местных сильно загрязненных источников. Отзывы бутылок, содержащих пестициды, — нередкое явление.

По данным ООН, по общему качеству и чистоте воды Российская Федерация находится на седьмом месте в мире, уступая лишь Финляндии, Канаде, Новой Зеландии, Великобритании, Японии и Норвегии. США — на 12-м месте. Из крупных стран последнее место по качеству воды занимает Индия.

К.х.н. О.В. Мосин