Какие реагенты являются оптимальными на сегодняшний день?

В некоторых странах - в Финляндии, Нидерланды и др. антигололедные реагенты давно уже заменяют более экологически чистыми продуктами, такими как гранитной или мраморной крошкой, препятствующими скольжению, однако и эти методы имеют свои недостатки, такие, как стоимость самого материала (гранитный отсев стоит значительно дороже химических противоледных реагентов), требуемых на единицу площади для таяния обледеневшего покрытия, так и недостатки механического воздействия на транспортные средства, испорченное покрытие которых несет ощутимый урон владельцам автотранспортных средств.

Раньше наши коммунально-дорожные службы также использовали для борьбы со льдом песко-солевую смесь, гранитную и мраморную крошку, но вынуждены были отказаться от их использования из-за их низкой эффективности.

В то же время некоторые эксперты отмечают, что гранитная крошка, которую дорожники сыплют в течение нескольких лет, никуда не девается. Ее сносит ветром на дороги, и потом она откладывается на дорожном полотне, что приводит к дополнительному истиранию дороги. Сама гранитная крошка истирается в пыль, превращаясь в ту же грязь.

А во многих регионах России самым дешевым средством для борьбы с гололедом продолжает оставаться техническая соль, хотя Москва от неё полностью отказалась.

Хлористый кальций и его аналоги уже проходили испытания в Италии, Франции, Швейцарии, Германии и США. «Рискнула» его использовать одна только Швейцария, в которой морозов не бывает. А в Норвегии и Швеции вообще не пользуются никакой химией. Просто убирают заносы снегоуборочной техникой. В Финляндии же пользуются рецептом времен царской России: соленой мраморной крошкой.

Говоря о безопасности реагентов, следует подчеркнуть, что все противогололедные реагенты должны быть сертифицированы, иметь паспорт безопасности и быть безвредными для экологии и здоровья и удовлетворять следующим основным требованиям:

  • Cнижать точку замерзания воды при отрицательных температурах;

  • Быстро взаимодействовать и плавить снежно-ледяные отложения;

  • Не повышать скользкость дорожного покрытия до опасных значений;

  • Не вызывать вредного воздействия на дорожные покрытия;

  • Не угнетать зеленые насаждения;

  • Не оказывать отрицательного влияния на металл, резину и кожу;

  • Быть безвредными для здоровья человека и экологии

Кроме того, антигололёдные реагенты должны обладать следующими свойствами:

  • Не содержать компонентов, обладающих разрушительным действием на движимые и недвижимые объекты окружающей среды;

  • Изготавливаться на основе безопасных экологических технологий;

  • Не должны подавлять растворимость конструкционных строительных материалов под действием техногенных факторов риска;

  • Иметь низкую коррозионную активность по отношению к метало и -бетоноконструкциям;

Но самый главный показатель безопасности того или иного вещества определяется его концентрацией, где бы это вещество ни находилось: в воде, в воздухе или на почве. Если говорить о антигололедных реагентах, то необходимо четко определить токсичность каждого из них, установить, где какие можно использовать. Например, ацетаты допустимо применять только на хорошо проветриваемых территориях и на возвышенностях, другие реагенты — только на аэродромах, третьи — на улицах города. Основное правило состоит в том, чтобы использовать реагенты при полном соблюдении гигиенических норм и необходимых технических условий. Например, для технической соли необходимо соблюдать дозировку – 10 г/м2. В лаборатории содержания автомобильных дорог РосдорНИИ исследовано более 15 веществ, входящих в состав реагентов, и  оказалось, что практически все они в той или иной степени могут оказывать негативное воздействие не только на окружающую среду, но и на организм человека. Одна из основных проблем состоит в том, что реагенты часто используются без соблюдения гигиенических норм и необходимых технических условий.

Антигололедные реагенты имеют как свои плюсы, так и минусы. По своей сути – уже само название «антигололедный реагент» свидетельствует о том, что вещество вступает в некую химическую реакцию с окружающей средой т.е. ледяным покровом. Подобный химический процесс также зависит от ряда факторов, как внешних – природно-температурных, метеорологических, так и внутренних - химических. Ведь антигололёдные реагенты вступают в химические реакции не только с обледеневшим дорожным покрытием, но и с побочными продуктами, такими, как моторные масла, пары бензина, солярки, выхлопных газов, а также технической солью, в большом количестве присутствующих на дорожном покрытии, компонентами почвы. Как показали результаты многочисленных исследований на сегодняшний день не существует практически экологически чистых антигололёдных реагентов.

Сейчас на территории столицы, для борьбы со льдом, коммунально-дорожные службы используют следующие реагенты:

Хлористый кальций модифицированный ХКМ, жидкий, содержащий ингибитор коррозии - твердый противогололедный реагент в гранулах, упакованный в мешки по 25кг. Используется для посыпки дорог от льда и снега в зимнее время года.

Хлористый кальций, твёрдый, ингибированный фосфатами (ХКФ).

«Биомаг», твёрдый модифицированный хлористым магнием.

«Антиснег»-1 - ацетат аммония модифицированный, жидкий.

«Нордикс-П» - ацетат калия модифицированный, жидкий, представляющий собой соли или эфиры уксусной кислоты.

Айсмелт - ХКНМ - твердый противогололедный реагент хлористый кальций натрий модифицированный. В мешках по 25кг. Применяется для обработки дорог и улиц, пешеходных зон и тротуаров в любом диапазоне температур до -20 градусов Цельсия.

В некоторых районах Москвы в настоящее время в качестве эксперимента применяют новые виды отечественных реагентов: жидкий "ЭСБГ" и твердый – "Биодор". Жидкий реагент "ЭСБГ" изготовлен на основе композиции солей кальция и магния с добавлением биофильных элементов, а "Биодор" – это реагент формиатной группы, который после применения разлагается на природные составляющие. Благодаря своему химическому составу эти материалы не оказывают вредного воздействия на зеленые насаждения.

Но в запасе коммунально-дорожных служб есть и реагенты нового поколения «Антиснег»-1, «Нордикс-П», НКММ, содержащие в своём составе ацетаты аммония, соли и эфиры уксусной кислоты и мочевину. Данные средства используются на проезжих частях дорог, а также – на тротуарах. В процессе их применения, в первую очередь, предотвращается гололед, а также устраняется ледовая корка.

Одно только перечисление этих химических реагентов действует удручающе. Некоторые антигололёдные средства, например, АЙСМЕЛТ оказывают раздражающее действие на кожу и слизистые оболочки. То же самое относится и к жидким реагентам «Антиснег»-1 и «Нордикс-П». А ХКМ обладает значительным коррозийным эффектом, увеличивающимся в десятки раз при попадании на двигатель или выхлопные трубы автомобиля. Поэтому при их использовании необходимо надевать респиратор и пользоваться резиновыми перчатками.

Еще более опасны противогололёдные компоненты на основе ацетата аммония «Антиснег»-1 и «Нордикс-П», в который входит азот. В почве живут нитрифицирующие бактерии, безвредные в «спящем» состоянии. Но стоит этим бактериям соприкоснуться с азотом, как они начинают размножаться и модифицировать аммоний во вредные нитриты и нитраты.

Рис.  Пути окисления аммония и нитрита нитрифицирующими бактериями.

Все известные нитрифицирующие бактерии являются облигатными аэробами. Кислород необходим им как для окисления аммония в азотистую кислоту:

Весь процесс превращения аммония в нитраты происходит в несколько этапов с образованием промежуточных соединений, где азот имеет разную степень окисленности (рис).

Понятно, что такие реагенты на основе ацетата аммония нет смысла даже испытывать, поскольку они чрезвычайно опасны.

К.х.н. О.В. Мосин

                 

  • Мраморная крошка - это хорошо, но там проблема в том, что лёд-то она не плавит, а от него надо избавляться.

    Гость
  • Да ладно! В Скандинавии реагенты используют вовсю - норвежцы вон наш бионорд закупают только так! Мы тоже у себя его используем, у нас тнк айс в питере его реализует.

    Гость (Cat Simon)
  • И очень здорово что в Москве отказались от соли. А то ж сколько деревьев загублено было!

    Гость
  • Вот кто-то однажны пустил слух про то что в Скандинавских странах реагенты не используют. И теперь все кому не лень перезвоном несут. Везде гед есть снег-используют реагенты. И Норвегия со Швецией не исключение. В населенных пунктах и соль сыпят, и что посовременней. Даже Бионорд из России покупали. Крошку гранитную и мраморную тоже сыпят -да. Но! На региональных трассах, где всего 1500 машин в сутки и дорога под слоем снега. Там сыпят. А где машин больше и надо чистить дорогу под асфальт-сыпят и льют, как и у нас. Следят только за дозировками и чаще делают маленькими нормами до снегопада-превентивно. А не килограммами в сугроб.

    Гость (Purnesto)