Путешествия во времени: подстерегающие опасности

В.Чернобров, "Тайны времени"

СТРАХ ПЕРЕД ОПАСНОСТЬЮ ВЗОРВАТЬ ПРОСТРАНСТВО

Это действительно, страх. И скорей всего необоснованные опасения. Тем не менее в фантастике одинокий ученый-гений взрывает планету-другую весьма частенько.

Удивительное дело: в фильме "Затерянные в космосе" [США, режиссер Стивен Хопкинс, 1998] люди уже научились протыкать Пространство, но первый же опыт изобретателя машины времени Робинсона-младшего с первой же целью прыгнуть лет на 10 в Прошлое привел к страшной аварии. Ни много, ни мало - из-за младшего в семье Робинсонов взорвалась целая планета!..

СТРАХ ПЕРЕД ОПАСНОСТЬЮ ПОТЕРЯТЬСЯ ВО ВРЕМЕНИ

...Самое страшное - не прикоснуться к непонятному, а навсегда остаться в нем (с ним), для чего в нашем случае достаточно самой обычной тривиальной поломки транспортного средства. Что ждет несчастных, когда они для срочного ремонта съедут на "обочину" во времена феодальных распрей, когда ближайшая энергозаправочная станция будет в трех километрах и пяти столетиях? Что ни говорите, а с такой техникой скучать не придется. И пренебрегать очередным техническим обслуживанием - тоже!

"...В глазах его помутнилось. Вращение еще сильнее вжало его в подушки кресла. Но ведь поездка еще не закончилась! ...Когда они, наконец, остановились, кабина угрожающе наклонилась и закачалась... Зелень! Густая зелень такого ослепительного цвета. Он не мог понять, где он и как сюда в это время попал... "Мы пропали"... "У нас есть аварийный сигнал". Правда сигнал был ближнего действия. Единственная маловероятная возможность - если в каком-нибудь ближайшем параллельном мире случайно окажется патрульный и уловит сигнал бедствия... Но контакт - это всего лишь первый шаг. Если они не дадут координат временного уровня, то они должны дать точное описание, чтобы эксперты определили их приблизительное местонахождение. На все это требуется время, больше времени, чем они могут прожить здесь." [Нортон А. "Поиск на перекрестке времен" М., Джокер, 1993, с.193].

"...Машина времени исчезла! Как удар хлыстом по лицу, меня обожгла мысль, что я никогда не вернусь назад, навеки останусь беспомощный в этом новом, неведомом мире! Сама мысль об этом была мучительна. Я почувствовал, как сжалось мое горло, пресеклось дыхание. Ужас овладел мною..." [Уэллс Г. Машина времени].

"...Я вступил в мир, тысячелетиями принадлежащий к прошлому человечества. Наверное, никогда человек не испытывал того чувства одиночества, которое охватило меня. Потерпевший крушение на корабле, изнемогая от голода и жажды вдали от морского пути, все еще сохраняет крупицу надежды. Мне же не на что надеяться, не было той былинки, уцепившись за которую я смог бы возвратиться в всю прошлую жизнь..." [Лампо Х. "Рождение бога"]...

СТРАХ ПЕРЕД ОПАСНОСТЬЮ ПОЯВИТЬСЯ В "НЕПОДХОДЯЩЕМ" ВРЕМЕНИ

Да, именно так. Заблудиться во Времени - это еще полбеды. Основной страх к несчастному придет, когда он узнает, что судьба-злодейка была последовательной и приготовила ему самую страшную кару. Что может быть страшнее для честного попасть в "смутные времена", для пацифиста - в периоды гражданских и тотальных войн, а для интеллегента - в "серые, беспросветные" годы!.. Мало ли современных девушек под воздействием красивых фильмов мечтали жить в "благородном" 19 веке? И напрасно - судьба может устроить встречу с любым веком в самом неприглядном месте и в самом мерзком его моменте...

"...От неожиданности они на какую-то секунду замерли на месте. Все замелькало перед их глазами. Они материализовались в нескольких дюймах от поверхности земли - скуттер был сконструирован так, что не мог вдруг появиться внутри твердого объекта, - поэтому машина ударилась о мостовую с такой силой, что патрульные чуть не вывихнули себе челюсти. Они очутились на месте, напоминавшем площадь. Рядом шумел фонтан, его каменные стенки были украшены резными виноградными гроздьями. От площади отходили улицы, застроенные квадратными зданиями из кирпича или бетона от шести до десяти этажей в высоту. Эти дома совершенно диких расцветок были украшены грубым лепным орнаментом. Мимо проезжали неуклюжие коробки-машины абсолютно неизвестной им марки. На площади толпилась масса народу.

Боги - хранители Патруля! Где мы?

Эверард уставился на приборы... Ван Саравак выхватил звуковой станнер. Толпа пятилась от них, крича на каком-то непонятном языке.

Что случилось? - прошептал венерианин. - Где мы?

Эверард сидел, напрягшись. Его мозг лихорадочно работал на пределе, вызывая картины всех веков, где он побывал или о которых читал... При чем тут тогда эти шотландские юбки, да и речь не английская! Ничего не сходилось. Такой эпохи просто не было!

Скорей поехали отсюда!

Руки Эверарда уже легли на панель управления, когда на него прыгнул какой-то высокий мужчина. Они вместе рухнули на тротуар - в ход пошли ноги и кулаки. Ван Саравак выстрелил, кто-то упал без сознания, но его самого схватили за руки сзади. Толпа навалилась на них обоих, и все смешалось в сознании Эверарда. Он смутно помнил, как сквозь людскую массу пробились несколько человек со сверкающими медными пластинами на груди и в шлемах, подняли его на ноги и защелкнули наручники на запястьях. Затем их с Ван Сараваком обыскали и впихнули в большую закрытую машину. "Черные вороны" одинаковы во все века и эпохи..." [Пол Андерсон "Патруль времени"]...

НАКАЗАНИЕ ВРЕМЕНЕМ

Если потерявшийся во Времени человек (как это кажется современным фантастам!) обязательно должен страдать самым жестоким образом, то кому-то обязательно должно было бы прийти в голову использовать это в свою пользу. Например:

"-...Можете вы вообразить себе более страшное возмездие, чем высылка преступника в прошлое?

А мне и в голову не пришло бы, что у них еще существует концепция возмездия или тем более необходимость держать в страхе одних, подвергая ужасным наказаниям других. Даже мы, в нашем веке, сознаем, что это ничего не дает.

Вы в этом уверены? - спокойно спросил он. - А разве бок о бок с развитием и совершенствованием современной науки о наказаниях соответственно не возрастает сама преступность? Кстати, вас как-то удивило, что я решаюсь бродить один по ночным улицам. Скажу вам больше: наказание очищает общество в целом. В будущем вам бы сказали, что публичное повешение снизило коэффициент преступности, который иначе был бы еще выше. И, что еще более важно, в восемнадцатом веке эти спектакли создали условия для рождения настоящего гуманизма. Во всяком случае, так утверждают в будущем. Правы ли они или просто стараются оправдать элемент деградации в своей собственной цивилизации - это не имеет значения. Вам следует допустить только то, что они действительно отправляют своих опасных преступников в прошлое.

Довольно неосторожно по отношению к прошлому, - заметил я.

Нет, на самом деле это не так. Хотя бы потому, что все, что из-за них происходит, уже произошло... Проклятие! Английский язык не создан для таких парадоксов. Вы должны только понять главное: что они не тратят все эти усилия на рядовых негодяев. Чтобы заслужить высылку в прошлое, нужно совершить особое преступление. А степень тяжести преступления зависит от того, на каком году мировой истории оно совершается. Убийство, разбой, измена родине, ересь, торговля наркотиками, рабовладение - все это в одни эпохи каралось смертной казнью, легко сходило в другие и положительно оценивалось в третьи. Оглянитесь мысленно назад и посмотрите, прав я или нет..." [Пол Андерсон "Нам, пожалуй, пора идти"]...