Решение
совместного расширенного заседания секций
«Охрана и использование водных ресурсов» и
«Охрана и использование природных ресурсов при пользовании недрами»
Высшего экологического совета Комитета Государственной Думы
по природным ресурсам, природопользованию и экологии на тему

Законодательное обеспечение охраны и использовании подземных вод

Государственная Дума,
зал № 706 (Охотный ряд, д. 1)
20 марта 2014 года, 14 ч. 30 мин.

Проведя с участием членов и экспертов Высшего экологического совета, депутатов Государственной Думы, представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, общественных организаций обсуждение актуальных проблем правового регулирования в области законодательного обеспечения охраны и использования подземных вод для хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, участники заседания выражают одобрение и поддержку решениям, принятым по итогам проведения «круглого стола» организованного Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию совместно с Российским союзом гидрогеологов 28 ноября 2013 года на тему «О правовых проблемах учёта и использования подземных вод» и отмечают следующее.

Проблема оценки запасов, качества водных ресурсов, а также их использования имеет особую важность и актуальность не только с практической и научной точек зрения, но и приобретает в последние годы чрезвычайно острый социальный и политический характер. Это обусловлено возрастанием роли антропогенных факторов, связанных с водопотреблением и хозяйственной деятельностью населения в сфере промышленности и сельского хозяйства. Ряд проведенных исследований в области взаимного влияния водного фактора и международной политики показывают, что возможность использования водных ресурсов в достаточном количестве и необходимого качества уже является предметом споров на международной арене.

Незаменимым богатством недр являются подземные воды. По данным UNEP треть населения мира зависит от ресурсов подземных вод. Они, как наиболее защищенные от внешних воздействий, являются важнейшим источником питьевого и производственно-технического (технологического) обеспечения населения и объектов промышленности, сельского хозяйства и коммунальных служб, обладают бальнеологическими, энергетическими свойствами, содержат ценные химические вещества, например, хром, бром, йод, фтор, селен и др. Подземные воды представляют собой составной компонент природной среды, являясь одновременно частью недр и общих водных ресурсов суши. Месторождения подземных вод Российской Федерации содержат свыше 10% мировых разведанных запасов.

Использование подземных вод является многофункциональным. Согласно Общероссийскому классификатору полезных ископаемых и подземных вод (ОК 032-2002) существуют следующие виды подземных вод: питьевые, технические, минеральные, тепло-энергетические и промышленные. При этом на использование подземных водных объектов для питьевых и хозяйственно-бытовых нужд приходится более половины всего объема добываемых вод (69%).
Именно пресные подземные воды являются нередко единственным источником обеспечения населения питьевой водой высокого качества, защищенным от загрязнения. Водоснабжение более 50% территории Российской Федерации базируется на подземных водах.

Интенсивная эксплуатация подземных вод при работе водозаборов для целей водоснабжения приводит к снижению их уровня и формированию обширных депрессионных воронок, как в эксплуатируемом водоносном горизонте, так и в гидравлически связанных с ним смежных горизонтах. Площадь депрессионных воронок на участках интенсивного водоотбора может достигать тысяч квадратных километров, понижение уровня подземных вод - до 100 м и более. Такая воронка существует, например, в Московской области.

Проблемы истощения подземных вод и понижения уровня грунтовых вод наряду с загрязнением приобрели характер мировой проблемы. Наиболее остро данные проблемы стоят в таких странах как Германия, Испания, Нидерланды, Франция, Япония, Китай, Индия, Кувейт, Арабские Эмираты и др.

Увеличение антропогенной нагрузки на подземные воды в процессе их использования, а также безвозвратная утрата полезных свойств подземных вод,
препятствующая их дальнейшему использованию, приводят к необходимости усиления мер правового регулирования отношений в области изучения,
использования и охраны подземных вод:

1. Геологическое изучение и добыча подземных вод регулируется главным образом законодательством о недрах, охрана подземных водных объектов - природоохранным законодательством, а также водным и санитарно-гигиеническим, между которыми имеются несоответствия. При этом законодательство о недрах не содержит определения «подземные воды», не учитывает приоритет их охраны.

Так в Водном кодексе Российской Федерации перечень подземных водных объектов является неполным. Из него исключено понятие «месторождения», а родники отнесены к поверхностным водным объектам, что неверно, т.к. они являются подземными водными объектами имеющими выход на поверхность и не имеющими специфических свойств поверхностных (береговая линия, акватории и т.п.). Эта правовая коллизия привела к трудностям в использовании источников минеральных вод.

Законодательством о недрах предусмотрено осуществление федеральным органом управления государственным фондом недр государственного мониторинга состояния недр, но не определены субъекты его ведения, их полномочия, отсутствует положение о государственной опорной наблюдательной сети. Не установлен орган, на который возложена подготовка нормативных документов и орган, утверждающий эти документы.

В настоящее время в системе мониторинга подземных вод функционирует государственная опорная наблюдательная сеть, насчитывающая более 4 тыс. пунктов наблюдений (в СССР на территории РСФСР действовало около 20 тыс. таких пунктов), в которой производятся наблюдения за уровнем, температурой, расходом и качеством подземных вод, ведется учет ресурсного потенциала, запасов, добычи и использования подземных вод. На основе этих данных проводится регулярная оценка состояния подземных вод, прогнозируются их изменения в естественных условиях и под влиянием антропогенных факторов, подготавливаются ежегодные бюллетени о состоянии недр, выпуски учета ресурсной базы подземных вод, материалы к государственным докладам и другая информация.

Вместе с тем, в связи с неустановленным статусом государственной наблюдательной сети ежегодно злоумышленниками выводятся из строя или уничтожаются до 400 пунктов наблюдений, часто имеющих многолетний период наблюдений, что отражается на качестве гидрогеологических оценок, прогнозов и иной информации. Утрата наблюдательной сети происходит также в связи с отчуждением земель, на которых расположены пункты наблюдения в частную собственность.
В связи с этим, необходимо предусмотреть ответственность муниципальных образований разного уровня за отсутствие контроля, за состоянием пунктов наблюдений, действующих и брошенных водозаборов, родников, колодцев и т.д.

Неопределённость правового статуса подземных вод является одной из причин имеющейся практики бессистемного, бесхозяйственного, нерационального их использования. Таким образом, в рамках существующего правового регулирования использования подземных вод на практике возникает большое количество проблем, требующих скорейшего разрешения. В связи с этим необходима подготовка новых документов и внесение соответствующих изменений и дополнений в действующие нормативные документы, в первую очередь, в закон «О недрах» в части, относящейся к подземным водам.

2. По оценкам специалистов объём загрязнённых и некондиционных подземных вод в Российской Федерации в два раза превышает объем разведанных вод, пригодных к применению. В ряде стран уже с 80-х годов развернуты работы по реабилитации (ремедиации) загрязненных вод. Эти работы требуют значительных средств, однако, отказ от них приведет к загрязнению еще больших объемов. Следует начинать подобные работы и в России.

Эффективная система управления, которая внедрена уже в более чем 50 странах мира, разработана во Франции. Она базируется на нескольких новых принципах:

  1. единства подземных и поверхностных вод;
  2. бассейновый, управление ведется не территорией, а водным бассейном;
  3. двухуровневый, состоящий из бассейнового комитета (парламента воды), обладающего законодательным правом, и агентства воды - исполнительного органа:
  4. экономический: загрязнитель платит;
  5. децентрализацию управления;
  6. разделения ответственности: любой собственник несет ответственность за состояние воды. В качестве первого шага необходимо организовать изучение данной системы. По результатам этой работы возможна разработка и принятие соответствующей Федеральной целевой программы.

3. С 2013 г. введена в действие актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» - «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. СП 31.13330.2012». Из документа безосновательно исключены разделы по проектированию зон санитарной охраны водозаборов и водоводов, систем опреснения воды. При этом не учтен ряд дополнений к строительным нормам и правилам, выпущенным после 1985 г., в том числе по проектированию систем улучшения качества подземных вод в пласте (обезжелезиванию, деманганации).

4. Ряд документов, регулирующих изучение, использование и охрану подземных вод, не соответствует современному уровню отечественного и мирового опыта нормативно-правового регулирования:

  • Приказом Минприроды России № 195 от 30.07.2007, утверждена «Классификация эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод» и методические рекомендации по ее применению, предусматривающие требования к изученности запасов и прогнозных ресурсов подземных вод. Однако частичная или полная отмена ранее действовавшей (с 1997г.) «Классификация эксплуатационных запасов и прогнозных ресурсов подземных вод» упомянутым приказом не установлена, что вносит неопределенность в статус обоих нормативных документов.
  • «Классификация запасов и прогнозных питьевых, технических и минеральных подземных вод» (в действующей редакции 2007 г.) и методические рекомендации по ее применению предусматривают требования к изученности запасов и прогнозных ресурсов подземных вод. До настоящего времени отсутствует порядок экспертизы прогнозных ресурсов и постановки их на государственный учет, что препятствует их планомерному учету в объеме ресурсной базы подземных вод.

5. Дополнительные терминологические проблемы в ооласти использования подземных вод создал Федеральный закон №282 - ФЗ от 21 октября 2013 г., «О внесении изменений в Водный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части совершенствования регулирования режима хозяйственного освоения территорий, подверженных затоплению и подтоплению). Данный документ п. 14 статьи 1 вносит изменения в часть 16 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации, упомянув инфильтрационные воды в перечне разновидностей сточных вод.

Инфильтрационные воды - устоявшийся термин, используемый при классификации подземных вод по происхождению (инфильтрационные, конденсационные, седиментационные, магматические и пр.). К этой группе относится основная часть подземных вод, содержащихся в земной коре. Это дополнение к Водному кодексу переводит источник водоснабжения многих городов, в том числе Сочи, Красноярск, Воронеж, Курск, в сточные воды. В результате применения этой нормы у организаций, осуществляющих централизованное водоснабжение в этих юродах, могут возникнуть проблемы.

Необходимо уточнить значение термина «сточные воды» и внести в Водный кодекс соответствующие изменения.

6. В соответствии с положениями «Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года» и принятой в ее развитие Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах» одной из основных задач, определяющих направления развития водохозяйственного комплекса, является ликвидация локальных вододефицитов в ряде регионов за счет строительства и реконструкции гидроузлов водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей и увеличения их водоотдачи, а также за счет увеличения объемов использования водных ресурсов из подземных источников.

Однако, существующий Примерный образец (макет) региональной целевой программы/подпрограммы в области охраны и использования водных объектов,
утвержденный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации для разработки региональных целевых программ, не содержит разделов по возможности использования подземных вод.

В результате регионы лишены возможности включать в региональные программы развития водохозяйственного комплекса мероприятия, по ликвидации дефицита водных ресурсов на территориях муниципальных образований с использованием подземных источников питьевого водоснабжения на условиях софинансирования из федерального бюджета.

7. При определении перспектив использования подземных вод трансграничных водоносных горизонтов, помимо необходимости изучения влияния водоотбора на окружающую среду, встаёт целый ряд правовых и социально-экологических проблем при взаимодействии с соседними странами.

При эксплуатации водоносных горизонтов, расположенных в пограничных районах двух или более соседних стран, возникает необходимость разработки международной конвенции или специального соглашения, в котором должны быть чётко определены условия эксплуатации подземных вод каждой страной, исключающие опасность истощения или загрязнения подземных вод, а также опасность негативного влияния эксплуатации подземных вод на окружающую среду не только своей, но и соседних стран (например, Азербайджан - Дагестан). При этом необходимо учитывать, что в России, как в большинстве других стран,
принцип преимущества международного права над внутренним правом в области охраны окружающей среды и использования её ресурсов закреплен законодательно.

8. Одним из важнейших природоохранных направлений практического использования недр является подземное захоронение опасных жидких отходов - размещение жидких отходов в глубокозалегающих (как правило, более 300 - 500м) водоносных горизонтах («пластах-коллекторах») отрицательных платформенных структур, изолированных выдержанными водоупорными пластами от эксплуатируемых или пригодных к хозяйственному использованию водоносных   горизонтов   верхней   гидродинамической   зоны,   а   также от поверхностных водных объектов. Пласты-коллекторы содержат, как правило, подземные воды повышенной и высокой минерализации, исключающие их рациональное использование, и в то же время обеспечивают практически бессрочную изоляцию опасных отходов от биосферы.

Однако в законах Российской Федерации, регламентирующих подземное захоронение отходов («О недрах», «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «Водный кодекс Российской Федерации») имеется несогласованность в вопросах, определяющих подземные захоронения отходов, нечетко определена гидрогеологическая терминология (Статья 51 закона «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.2002 г.) носит запретительный характер, а статью 56 «Водного Кодекса» (№74-ФЗ от 03.06.2006г.) можно трактовать как тотальный запрет на подземные захоронения жидких опасных расходов, т.к. понятие «подземный водный объект» может быть отнесено к любым водоносным горизонтам.

9. Учитывая происходящие в последние два десятилетия изменения в условиях развития водопользования на базе подземных вод, (напряженный водный баланс на интенсивно осваиваемых территориях, быстрый рост одиночных малодебитных водозаборов, невозможность освоения разведанных запасов подземных вод, в том числе из-за сложностей в организации зон санитарной охраны в связи с застройкой земельных участков и др.), существует необходимость пересмотра нормативных документов, определяющих требования и методику подсчета запасов подземных вод. Для развития водоснабжения на основе утвержденных запасов подземных вод, стоящих на государственном балансе, целесообразно рассмотреть вопрос и обосновать возможность упрощения методики подсчетов запасов подземных вод при относительно небольших величинах водоотбора, в том числе, для сельскохозяйственного водоснабжения.

10. Многообразие природных свойств подземных вод определяет многоцелевой характер их использования, что обусловливает наличие множества субъектов права пользования подземными водами, интересы которых могут не совпадать, а подчас и противоречить друг другу. В регулировании вопросов изучения, охраны и использования водных ресурсов в Российской Федерации принимает участие большое количество федеральных ведомств, среди которых не определено одно головное, координирующее все вопросы для подземных вод. Из-
за различной ведомственной подчиненности существующая система управления не решает всех стоящих перед ней задач.

В соответствии с базовыми принципами государственной политики в области использования и охраны водных объектов определенных «Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года», совершенствование государственного управления является одним из основополагающих факторов, способствующих выработке согласованных действий, ориентированных на реализацию принципов интегрированного управления водными ресурсами в Российской Федерации.

На основе существующей практики предлагается создать при Правительстве Российской Федерации рабочую группу по развитию водохозяйственного комплекса, укомплектованную профессионалами с базовым гидрогеологическим, геологическим или водохозяйственным образованием для разработки  технико-экономического обоснования  глубокого реформирования водохозяйственного комплекса и создания единой структуры управления водным хозяйством.

Важнейшим фактором, влияющим на возможность организации эффективной системы управления использованием водных ресурсов является формирование бюджета «водной отрасли», строящегося на налоговых сборах и целевых платежах.

Эти платежи должны аккумулироваться, например, в специально созданном внебюджетном фонде. Такой фонд позволит осуществлять природоохранные мероприятия в области использования поверхностных и подземных ресурсов (обеспечение населения чистой питьевой водой, расчистка русел, укрепление берегов, создание дамб и обвалований, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений).

11. При вступлении России в 2012 году во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) были приняты обязательства в сфере экологических товаров и услуг (ЭТУ), в число которых входят услуги водоснабжения и водоотведения.

В плане действий Правительства Российской Федерации, направленных на адаптацию отдельных отраслей экономики к условиям членства Российской Федерации в ВТО отсутствует раздел по ЭТУ. Одним из основополагающих принципов ВТО является принцип заполнения пустоты в национальных законодательствах в области технического регулирования. В связи с этим в оставшееся время переходного периода (до 1 января 2015 года), отведенного новым участником ВТО, необходимо разработать национальную базу технических регламентов и стандартов в сфере водоснабжения и водоотведения при участии Минприроды, Минстроя и Минрегиона России.

Подчеркивая исключительную важность подземных вод как основы защищенного и гарантированного обеспечения населения питьевой водой, укрепления тем самым национальной безопасности, участники заседания рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
Рассмотреть вопросы:

  1. Объединения функций по управлению водохозяйственным комплексом (поверхностными и подземными водами) Российской Федерации в рамках одной структуры. Создать рабочую группу по данному вопросу;
  2. Совершенствования системы государственного мониторинга состояния недр в части восстановления до оптимальных размеров государственной сети наблюдательных скважин за состоянием подземных вод и обеспечения ее функционирования независимо от форм собственности и видов пользования соответствующих земельных участков;
  3. О состоянии геологического изучения, учета, мониторинга, использования и охраны питьевых, технических и минеральных подземных вод:
    3.1. Об изменении правового статуса родников и гейзеров путем отнесения их к объектам подземных вод;
    3.2. О подготовке предложений о порядке резервирования имеющихся скважин и колодцев для добычи подземных вод, а также создании новых резервных скважин и водозаборов на случаи стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуации для организации защищенного питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
  4. О проведении ревизии состояния государственной системы наблюдательных скважин и анализ эффективности системы мониторинга подземных вод;
  5. О проведении геолого-экономической и экологической экспертизы состояния запасов и прогнозных ресурсов подземных вод;
  6. При корректировке Федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 № 350, предусмотреть отдельной строкой ежегодное финансирование мероприятий с целью обеспечения ресурсной базы подземных вод хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе, по обеспечению мониторинга подземных вод.
  7. Создать рабочую группу для разработки технических стандартов и регламентов в сфере водоснабжения и водоотведения для обеспечения конкурентоспособности отечественной водохозяйственной отрасли в свете вступления России в ВТО до окончания переходного периода (1 января 2015 года) с участием заинтересованных министерств и ведомств.
  8. Разработать законопроект, содержащий поправки в ст. 5 Водного кодекса в части перечня подземных водных объектов, отнеся к ним:
    • месторождения подземных вод;
    • водопроявления (проявления подземных вод);
    • родники и гейзеры.
  9. Разработать законопроект, содержащий поправки в ст. 19 закона «О недрах», относительно возможности использования водопроявлений для добычи подземных вод без оценки и экспертизы запасов подземных вод при объеме добычи не более 100 м3/сут., узаконив при этом понятие «водопроявление».

Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации:

  1. Разработать и утвердить порядок экспертизы прогнозных ресурсов подземных вод и постановки их на государственный учет.
  2. Рассмотреть вопрос о возможности включения в региональные целевые программы в области использования и охраны водных объектов ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 г.г.» мероприятий по ликвидации дефицитов водных ресурсов на территориях субъектов Федерации и муниципальных образований с использованием подземных источников питьевого водоснабжения.
  3. Исключить из ст. 23.2 закона «О недрах» необходимость согласования проектов разработки месторождений питьевых и технических подземных вод, т.к. все вопросы подлежащие такому согласованию решаются на предыдущих этапах экспертизы запасов подземных вод.
  4. Включить в ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 -2020 годах» проведение в 2015-2016 г.г. НИОКР по анализу проблемы искусственного восполнения запасов подземных вод и выработке программы первоочередных мероприятий.
  5. Включить в ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 гл\» проведение в 2015-2016 г.г. НИОКР по анализу проблемы загрязнения подземных вод и выработке программы первоочередных мероприятий.
  6. Включить в соответствующие Федеральные целевые программы разработку программ использования теплоэнергетических вод, как источника электро- и теплоснабжения.
  7. Переработать «Классификацию запасов и прогнозных ресурсов питьевых, технических и минеральных подземных вод» (утверждена приказом Минприроды от 30.07.2007 № 195). На период переработки «Классификации...», внести в действующую «Классификацию...» поправки в условия отнесения запасов к забалансовым в части расчета условий взаимодействия участков недр с балансовыми и забалансовыми запасами и др., препятствующих расширению недропользования в части добычи подземных вод.
  8. Разработать законопроект, раскрывающий термин «сточные воды».
  9. При выдаче лицензий на добычу подземных вод в раздел «обязанности недропользователя» включать ведение мониторинга.
  10. Включить в «Требования по содержанию отчетных материалов с подсчетом запасов питьевых и технических подземных вод, представляемых на государственную экспертизу», раздел, касающийся одиночных водозаборных узлов, максимально упростив их документацию («упрощенные требования к содержанию отчетных материалов»).
  11. Разработать принципы использования подземных вод трансграничных водоносных горизонтов, в которых должны быть определены условия эксплуатации подземных вод каждой стороной, исключающие опасность истощения или загрязнения подземных вод, а также опасность негативного влияния эксплуатации подземных вод на окружающую среду.
  12. Согласовать содержание и формулировки статей природоохранных законов («Водный кодекс Российской Федерации», «О недрах», «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления», «О радиоактивных отходах»), трактующих вопросы подземного захоронения отходов.
  13. Разработать при поддержке уполномоченных министерств и ведомств, с учетом мнения органов власти субъектов Российской Федерации, законопроект, о границах подземных водных объектов, которые до сих пор не определены законодателем. Данное уточнение понятий поможет определить пространственные пределы юридических возможностей хозяйствующих субъектов, которые имеют право использовать для каких-либо целей подземные водные объекты.
  14. Пересмотреть и усовершенствовать нормативную базу, определяющую требования и методику подсчета запасов питьевых подземных вод с учетом изменений, происходящих в условиях водопользования.
  15. Актуализировать Положение о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов от 21.05.2001 г. №433.

Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

  1. Переработать СП 31.1330-2012 - «Свод правил. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», с учетом настоящего Решения, а также подзаконных актов, регулирующих использование подземных вод, в т.ч. просадки земной поверхности в результате развития глубоких депрессионных воронок вследствие понижения подземных вод.

Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

  1. Гигиенические требования при выборе источников централизованного питьевого водоснабжения изложить в СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» отдельным разделом взамен ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора» с учетом настоящего Решения.
  2. Включить представителей Росгидрогео в рабочую группу по разработке нового варианта СанПиН 2.1.4. 1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». До утверждения новой редакции внести в действующую «Редакцию...» поправки и дополнения в части понятия защищенности подземных вод и размеров 1-го пояса ЗСО, а также учета времени поступления потенциального загрязнения в продуктивный горизонт через перекрывающую толщу при расчете границ 1-го и 2-го поясов ЗСО.
  3. Инициировать разработку и принятие «Рекомендаций по гидрогеологическим расчетам для определения границ 2-го и 3-го поясов зон санитарной охраны подземных источников хозяйственно-питьевого водоснабжения».

Высшим органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

  1. Актуализировать региональные нормативные правовые акты, утверждающие перечень городов и других населенных пунктов, для обеспечения питьевой водой граждан которых необходимо осуществить резервирование источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций; обеспечить финансирование работ по проведению разведки подземных водных объектов, пригодных для использования в качестве резервных источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
  2. Ежегодно предусматривать средства на софинансирование мероприятий с целью обеспечения ресурсной базы подземных вод хозяйственно-питьевого водоснабжения, в том числе, по обеспечению мониторинга подземных вод.

Федеральному Собранию Российской Федерации:

  1. Ускорить принятие законопроекта № 113176-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и в статью 55 Водного кодекса Российской Федерации».
  2. Заслушать отчет соответствующих Федеральных органов исполнительной власти о ходе реализации мероприятий «Водной стратегии Российской Федерации на период до 2020 г.». в части охраны и использования подземных вод.
  3. Ускорить доработку и принятие законопроекта № 584587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших доступных технологий.
  4. Ускорить и принятие законопроекта № 392336-6 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 2 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (о совершенствовании правового регулирования разработки месторождений углеводородного сырья в части квалификации вод, попутно добываемых и используемых при добыче углеводородного сырья)
  5. Включить в ст. 22 закона «О недрах» поправку, обязывающую недропользователей вести мониторинг состояния недр в пределах горного отвода разрабатываемых месторождений и зоны влияния разработки на подземные и поверхностные воды.

Председатель Высшего экологического совета
Комитета Государственной Думы
по природным ресурсам, природопользованию и экологии

В.И. Кашин

                 

  • Давно пора вопросом заняться - грустно смотреть, когда в посёлках скважины буравят сотнями, на каждых шести сотках свою, или поливают картошку на полях - столько, сколько поливать и не надо.

    admin