admin

Лунная карта

Даже невооружённым глазом на дис­ке Луны видны тёмные пятна различ­ной формы, напоминающие кому ли­цо, кому двух людей, а кому зайца. Эти пятна ещё в XVII в. стали именовать морями. В те времена полагали, что на Луне есть вода, а значит, должны быть моря и океаны, как на Земле. Итальянский астроном Джованни Риччоли присвоил им названия, употребляе­мые и по сей день: Океан Бурь, Море Дождей, Море Холода, Море Ясности, Море Спокойствия, Море Изобилия, Море Кризисов, Залив Зноя, Море Облаков и др. Эти топонимы отража­ли давнее и совершенно неправиль­ное представление, будто Луна влия­ет на земную погоду. И в названии «Море Кризисов» подразумевались резкие изменения погоды, а вовсе не экономические кризисы.

Более светлые области лунной по­верхности считались сушей.

Уже в 1753 г. хорватский астроном Руджер Бошкович доказал, что Луна не имеет атмосферы. При покрытии ею звезды та исчезает мгновенно, а ес­ли бы у Луны была атмосфера, звезда меркла бы постепенно. Из этого сле­довало, что на поверхности Луны не может быть жидкой воды, так как при отсутствии атмосферного давле­ния она бы немедленно испарилась.

Ещё Галилей открыл на Луне горы. Среди них были и настоящие горные хребты, которым стали давать назва­ния земных гор: Альпы, Апеннины, Пиренеи, Карпаты, Кавказ. Но встречались на Луне и особенные горы — кольцевые, их именовали также кра­терами или цирками. (Греческое сло­во «кратер» означает «чаша».) Посте­пенно название «цирк» сошло со сцены, а термин «кратер» остался.

Риччоли предложил давать крате­рам имена великих учёных древности и Нового времени. Так появились на Луне кратеры Платон, Аристотель^ Архимед, Аристарх, Эратосфен, Гип-парх, Птолемей, а также Коперник, Кеплер, Тихо (Браге), Галилей. Не за­был Риччоли и самого себя. Наряду с этими известнейшими именами есть и такие, которых сегодня не найти ни в одной книге по астрономии, на­пример Аристилл, Автолик, Лангрен, Теофил. Но тогда, в XVII в., этих учё­ных знали и помнили.

При дальнейшем изучении Луны к названиям, данным Риччоли, добави­лись новые. На более поздних картах видимой стороны Луны увековечены такие имена, как Флемстид, Деландр, Пиацци, Лагранж, Дарвин (имеется в виду Джордж Дарвин, создавший пер­вую теорию происхождения Луны), Струве, Делиль.

После того как советские автома­тические межпланетные станции се­рии «Луна» сфотографировали обрат­ную сторону Луны, на её карты были нанесены кратеры с именами отече­ственных учёных и покорителей кос­моса: Ломоносов, Циолковский, Гага­рин, Королёв, Менделеев, Курчатов,Вернадский, Ковалевская, Лебедев, Чебышев, Павлов, а из астрономов — Блажко, Бредихин, Белопольский, Гла-зенап, Нумеров, Паренаго, Фесенков, Цераский, Штернберг.