admin

Исландский эксперимент

Исландия в ближайшие тридцать лет намеревается стать первой в мире страной с «водородной» экономикой. Здесь многое определено местной спецификой — энергетические системы страны (без учета нужд транспорта) на 99,9% зависят только от местных энергетических возобновляемых ресурсов — геотермальных и гидроэнергетических. По оценкам экспертов, Исландия использует только 1% геотермального энергетического потенциала, что предопределило разработку геотермальных ресурсов, имеющихся на острове, в качестве первичных энергоносителей при производстве водорода (путем электролиза воды). Транспорт также планируется перевести на водород. В настоящее время импорт нефти составляет около 850 тыс. т в год (из них примерно 500 тыс. т идет на использование в автотранспорте и судах рыболовецкой промышленности — лидере национального экспорта).

В 2001 г. консорциум из нескольких исландских компаний, возглавляемый финансовой группой New Business Venture Fund, объединился с тремя крупными транснациональными корпорациями — Royal Dutch/Shell, DaimlerChrysler и Norsk Hydro — для исследования потенциала водорода как экологически чистого заменителя ископаемых видов горючего и возможной замены их водородом по всей стране. В 2003 г. были успешно выведены на городские маршруты муниципальные автобусы на топливных элементах.

Что дальше?

Из получаемой мировой экономикой первичной энергии менее 14% приходится на возобновляемые источники: гидроэнергию, биомассу, ветер и солнечное излучение, энергию морских приливов, геотермальную энергию, около 7% — на ядерную. Таким образом, 80% мировой потребности в первичной энергии обеспечивают невозобновляемые природные ресурсы — нефть, уголь и газ.

В настоящее время на энергетическом рынке доминирует нефть, на ее долю приходится до 40% общего потребления. При этом три четверти разведанных запасов сырой нефти контролирует ОПЕК.Неравномерное распределение мировых запасов ископаемого топлива по географическим регионам и зависимость от ближневосточного «черного золота» создают постоянную напряженность в экономиках развитых и развивающихся стран.

С другой стороны, в существующих традиционных энергоустановках извлечение энергии из углеводородного топлива сопровождается процессом горения, что сопряжено с большими потерями и загрязняющими атмосферу выбросами. Общее потребление энергии в мире с 1900 г. по 2000-й возросло с 21 ЭДж до 320 ЭДж (1 экоджоуль равен количеству тепла, получаемого при сжигании 27млн.т сырой нефти). Неудивительно, что за последние полвека из-за сжигания ископаемых энергоресурсов концентрация в атмосфере диоксида углерода увеличилась в 4,5 раза.

Таким образом, мировая экономика стоит перед дилеммой: с одной стороны, без энергии невозможно обеспечить материальное благополучие людей, а с другой — сохранение существующих методов производства энергии и темпов роста ее потребления может привести к разрушению окружающей среды и, как следствие, — к снижению качества жизни населения.

Еще в 2000 г. Еврокомиссия выделила компании DaimlerChrysler EUR18,5млн. на финансирование проекта CUTE, предусматривающего, что в начале 2006 г. на маршрутах в девяти городах Европы — Амстердаме, Барселоне, Гамбурге, Лондоне, Люксембурге, Мадриде, Порту, Стокгольме и Штутгарте — будут курсировать автобусы на топливных элементах. Предусмотрена и пробная эксплуатация автобусов на топливных элементах, а также оценка надежности и безопасности функционирования водородной заправочной инфраструктуры в городских условиях.

Норвегия, Италия, Франция, Швейцария, Великобритания, Германия реализуют национальные проекты в области водородной энергетики. Ожидается, что к 2010 г. около 10% новых автомобилей на дорогах Великобритании будут работать на топливных элементах. В Германии предусмотрена государственная поддержка, в том числе законодательная и финансовая, тех, кто вводит в эксплуатацию электростанции на топливных элементах для постепенного сокращения эмиссий диоксида углерода по 23 млн. т ежегодно до 2010г. Страна — лидер в «водородном» автомобилестроении и технологиях создания систем водородных заправочных станций, в том числе с применением возобновляемых источников энергии для получения водорода электролизом из воды.