admin

Теория астрологических домов

Среди всех типов физического движения в природе наиболее распространено именно вращательное. На тот факт, что внутренняя геометрия вращательного движения отличается от геометрии Евклида обращал внимание еще Эйнштейн, а из этого следует, что вращаясь, тело изменяет геометрические свойства своего внутреннего пространства, для него начинает работать геометрия Лобачевского отрицательной кривизны, а для наблюдателя, находящегося на вращающемся теле внешнее евклидово пространство становится поляризованным.

Как происходит эта поляризация, можно представить себе на простом примере. Допустим, в пространстве существует некая неподвижная точка. В этом случае для нее любые направления в окружающем пространстве абсолютно индифферентны. Можно даже сказать, что она является частью этого пространства. Теперь представим, что данная точка начала двигаться с ускорением. Тогда неминуемо возникает поляризация пространства на то, которое впереди (по ходу движения) и позади этой точки. Эта поляризация не является произвольной, умозрительной или формальной, а определяется направлением силы инерции.

Если движение точки происходит по окружности, то силу инерции можно разложить на центробежную и касательную (тангенциальную) силы, а поляризованное пространство будет представлять из себя сегменты сферы произвольного радиуса с центром, совпадающим с центром данной окружности для внешнего наблюдателя или совпадающим с данной точкой, если наблюдение ведется из нее. При этом в двух противоположных точках цикла направления центробежных и тангенциальных сил является противоположным.

Земля участвует в двух основных видах вращения - вокруг Солнца и вокруг своей оси, которые порождают соответственно систему Зодиака и систему домов. Они и являются наглядным примером поляризованного пространства вокруг вращающегося тела. Следовательно, при отсутствии вращения бессмысленно говорить об астрологических домах, да и о самом Зодиаке! Но в астрологической литературе еще продолжают встречаться попытки обосновывать, например, влияние знака Тельца суммарным воздействием звезд, расположенных в данном секторе неба, забывая, что через 10 тыс. лет там будет расположено созвездие Скорпиона.

Если Зодиак действительно формируется в результате вращательного движения Земли, то приходится отдать предпочтение Зодиаку тропическому, не связанному с неподвижными звездами.

В Зодиаке легко заметить и явную антагонистичность (взаимодополнение) противоположных точек цикла: если в Овне преобладает активность, напор, агрессия, то в противоположных ему Весах - спокойствие, гармония, миролюбие.

Неподвижным, сидерическим Зодиаком пользуются астрологи Индии, ставящие приоритетным духовное развитие, стремление не к успеху и богатству, а к просветлению. Для своей духовной эволюции человек должен остановить колесо Сансары, выйти из круга перевоплощений, ориентируясь не на изменчивые мирские ценности, а на раз и навсегда данные духовные ориентиры, ими могут являться законы Ману, Веды, Библия, Коран и т.д. К категории таких ориентиров в своей практике ведические астрологи и относят сидерический Зодиак.

Другим интересным выводом из вышесказанного является условность деления Зодиака и системы домов на двенадцать частей. Если принять данную модель, то придется констатировать, что каждый сколь угодно малый сектор поляризованного пространства имеет свои неповторимые характеристики, что, кстати, интуитивно понимали некоторые астрологи, вводя деканаты, термы, значения градусов Зодиака и трети домов. Сложность интерпретации в данном случае неизмеримо возрастала, но повышалась и точность выводов. Двенадцатизначный Зодиак представляет собой лишь весьма удобный компромисс между простотой и точностью.

С развитием профессиональной астрологии в будущем весьма вероятно возникновение 36, 72, а то и 360-домной системы, позволяющей не интуитивно, а строго определенно интерпретировать, в какой же конкретно области проявится Сатурн в V Доме - сложностях воспитания детей, бездетности, проблемах с любимыми людьми, интересе к старинному искусству, создании системы выигрыша в лотерею, чрезмерной осторожности и отсутствии азарта или в чем-то еще.

Зодиак и система домов являются чрезвычайно симметричными и уравновешенными, наиболее наглядно это показано в работе Дэйна Радьяра «Астрологическая мандала». Данная симметрия и является наглядным проявлением поляризованного пространства, например, все, что касается личности - самопроявление, внешность, отношение к себе, - сосредоточено в I доме, а все, что касается других людей, партнеров и отношения к ним - в противоположной области пространства, в VII доме. Таким же образом поляризованы и все остальные пары противоположных домов: доходы - расходы (II - VIII), внутренние переживания - внешние проявления (IV - X) и т.д.

Система домов, как и Зодиак, сводит воедино общие бинарные смысловые противопоставления, и это качество нашло отражение в мифологическом образе «мирового дерева» (arbor mundi). Космогонические мифы описывают становление мира как результат последовательного введения основных бинарных семантических оппозиций (небо - земля, день - ночь, тепло - холод и т.п.) и создания космической опоры для них в виде «мирового дерева» или его эквивалентов.

Во многих архаических традициях «мировое дерево», выражающее саму сакральность мира, его плодовитость и извечность, связано с идеями творения, инициации и плодородия, то есть в конечном итоге, с идеей абсолютной реальности и бессмертия, оно предстает перед нами как истинное хранилище жизни и хозяин судеб. У османских турок Древо Жизни имеет миллион листьев, и на каждом из них записана судьба одного человека. Остяки верят, что Богиня, сидящая на семиярусной небесной Горе, выписывает судьбу человека сразу после его рождения на дереве о семи ветвях. Эти представления вписываются в месопотамскую концепцию семи планетарных небес, считающихся Книгой Судеб. В этих мифах мы находим свидетельства древних знаний о проявлениях поляризованного пространства, формирующего не только внешность и характер человека, но и его судьбу.

То, что система домов и Зодиак не являются следствием взаимодействия электромагнитных полей Земли и Солнца или «аурами» этих небесных тел, как иногда считают астрологи, а являются проявлением структуры пространства, интуитивно угадывалось Дэйном Радьяром:

«Сейчас я понимаю дома карты как 30-градусные секторы пространства, в котором происходит акт рождения индивидуальности, то есть первый вздох, устанавливающий индивидуальный ритм новорожденного. Дома не расположены внутри Зодиака; наоборот, знаки и все небесные тела находят свое местоположение в том или ином доме. Следовательно, система определения домов по Плацидусу, которая все еще наиболее популярна, не соответствует такому подходу, поскольку основывается на времени. Система оке Кампануса в определении долготы вершин домов основана на пространственных отношениях, поэтому я пользуюсь ею и все больше нахожу ее полезной в астропсихологической практике - хотя это, конечно, не лучшая из возможных систем.»

Эту систему домов разработал итальянец Канон Иоган Кампано да Новара (1233 -1296), разделив первый вертикал гороскопа на двенадцать равных частей. Подобная идея лежит и в основе системы Региомонтануса, поделившего на двенадцать равных частей небесный экватор. Из последних разработок заслуживает внимания топоцентрическая система, которую изобрели Вендел Полич и А.Р.Нельсон Пейдж из Аргентины. В ней небесный экватор делится на 30-градусные дуги по конусу вращения.

Для астролога система домов является своеобразной системой координат, которая вмещает все многообразие материальных проявлений и духовных переживаний человека, позволяет минимально снизить субъективность при рассмотрении своих и чужих проблем. Поэтому вопрос о применении в астрологии той или иной системы домов далеко не праздный. Предлагаемая теория дает обоснование делению небесного экватора на двенадцать или более (36, 72, 360) равных частей с их последующим проецированием на эклиптику.