Сутки и их деление


В древнерусских источниках отсутствует, термин "сутаси". Вместо последнего употреблялось слово "день". При этом день (в значении суток) делился на две части (светлую и темную): день в собственном смысле слова и ночь.

       Трудно точно установить, когда иа Руси вошло в обиход измерение времени часами. В древних источниках слово "час" часто встречается не только в смысле единицы времени (= 1/24 суток), a в значении неопределенного момента (например, "смертный час"). Но наряду с этим в целом ряде источников мы находим, 24-часовое деление суток. Каждый час содержал в себе 6 "дробных часовцев" или 60 "чаcцев". Таким образом, часец означает минуту. Существовали издавна и приборы для измерения времени. Уже от начала XV в. до нас дошло первое описание механических часов: "Великий князь задумал устроить часник и подставил его на своём дворе за церковью св. благовещёния.

Этот часник носил название часомерия (прибора для измерения часов). Каждый час происходил удар молота в колокол, размерявший и рассчитывавший часы ночные и дневные. Не человек ударял, но как бы рукою человека сам собою совершался эвон. Это было устроено при помощи чело-веческого разума, в высшей степени искусно и хитро". Мастером и художником, создавшим этот прибор, был сербский выходец, --монах по имени Лазарь. Цена "чаcника" превышала 150 рублей.

       Знакомство с системой древне-русского счёта часов необходимо потому, что она отличалась от принятой в наше время и в силу этого имеющиеся в источниках указания на части суток требуют перевода на соответственные им часы, согласно современному делению суток.

       При суточном измерении времени в древней Руси люди исходили из наблюдений над естественной сменой дня и ночи и приводили их в связь с часами церковных богослужений.

       Сутки начинались не в полночь, как это принято теперь, а в период вставания людей от сна и обращения к обычной деятельности. Это совпадало с утренним богослужением ("заутреней"), которое начиналось ещё перед зарей и оканчивалось до восхода солнца. Князь XII в. Владимир Мономах писал в "Поучении" своим детям: "Пусть не застанет вас солнце в постели. Так делал мой отец и все добрые мужи: отдав богу заутреннюю хвалу, и после солнечного восхода увидев солнце и прославив бога с радостью, открывал совет с дружиной, или судил людей, или ехал на охоту...".

Таким образом, с первого часа дня (по древне-русскому счёту) люди обращались к своим очередным делам. Время от 3 часов до "полудня" -период "обеда". В этот период в церкви служилась "обедня". "Полдень" наступал в 6-7 часов. До захода солнца происходила очередная церковная служба -"вечерня", причем время дня после "вечерни" примыкало к вечеру. Ночь тянулась от конца сумерек до первых признаков зари.

       В древне-русских источниках время, на которое приходится то или иное событие, часто указывается не в часах, а в церковных службах. Поэтому необходимо было иа них остановиться.

       В церковных календарях распределение "дневных" и "ночных" часов было неодинаковым для различных месяцев, а также их подразделений. Если в нашем быту день приравнивается условно ночи в течение всего года (12 час. + 12 час.), а счёт часов ведется сплошной (1 -24), то в древней Руси, в зависимости от того или иного числа и месяца, продолжительность дня (а соответственно и ночи) колебалась от 7 до 17 часов. Эти колебания зависели от естественной смены темной и светлой частей суток а связи со сменой природных явлений.

       Соответствие часов по древне-русскому измерению времени, принятому в XVI-XVII вв., и позднейшему исчислению (XIX в.) приводится в таблице XI.

       При пользовании источниками следует учитывать, что в ряде областей (например, в Новгороде) счёт часов отличался от московского.

                 

  • Деление суток настолько условный фактор, что никакой спор не приведет к единой позиции. Считаю неправильным, как делают некоторые, делить сутки, отталкиваясь от понятий "полдень" и "полночь", хотя бы потому, что приставка "пол" вовсе не обязательно означает половину дня или ночи (при наличии утра или вечера). При делении суток на две части она вполне и даже весьма обоснованно может означать полсуток - от максимальной высоты солнца до минимальной. Лично мне больше по душе деление на 4 равные части от 00-00 до 06-00, и так далее. Такое деление в наибольшей степени делает сбалансированной летне-зимнюю разницу в световом промежутке, так как глубокой зимой в 4-01 неуместно говорить о начале утра (до светлого времени еще 4 часа!), а летом неуместно говорить о вечере в 16-01 (до темноты еще целых 4-6 часов - почти четверть суток!).
    Но если кому-то комфортно делить по-другому - ну так это его личная склонность, не менее правильная, чем моя.

    Гость (Владимир)