Летоисчисления

Время - первоначально это слово, вероятно, могло обозначать какие-то обобщающие впечатления о переменах, длительности, повторяемости или цикличности. И только много позже оно стало означать собственно время. В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля время, кроме привычных нам значений, имеет еще такие, как погода, состояние воздуха, а также счастье, земное благоденствие, благосостояние (даже слово временщик раньше имело совсем иной смысл). И не только в русском, но и в некоторых других языках одно и тоже слово имело значения и время и погода, например, в чешском время - сas (час), погода - pocasi (почаси), в русском погода имеет корень год.

  • Сутки и их деление

    В древнерусских источниках отсутствует, термин "сутаси". Вместо последнего употреблялось слово "день". При этом день (в значении суток) делился на две части (светлую и темную): день в собственном смысле слова и ночь.

           Трудно точно установить, когда иа Руси вошло в обиход измерение времени часами. В древних источниках слово "час" часто встречается не только в смысле единицы времени (= 1/24 суток), a в значении неопределенного момента (например, "смертный час"). Но наряду с этим в целом ряде источников мы находим, 24-часовое деление суток. Каждый час содержал в себе 6 "дробных часовцев" или 60 "чаcцев". Таким образом, часец означает минуту. Существовали издавна и приборы для измерения времени. Уже от начала XV в. до нас дошло первое описание механических часов: "Великий князь задумал устроить часник и подставил его на своём дворе за церковью св. благовещёния.

    Комментарии: 1
  • Недели


    Счёт дней неделями, возникший на Востоке и принятый в настоящее время большинством народов, существовал в России с древнейших пор; как и теперь, неделя складывалась из семи суток. Отсюда -встречающееся в источниках название недели "седмицей".


           Названия дней недели у большинства европейских народов заимствованы от наименования тех планет, которым отдельные дни были посвящены. А планеты, в свою очередь, получили, свои названия от имен римских богов. Так в ряде романских языков понедельник именуется днём луны, вторник - Марса, среда - Меркурия, четверг - Юпитера, пятница - Венеры, суббота - Сатурна. Воскресенье - это день солнца.

  • Месяцы и сезоны

    В древней Руси, как мы знаем, был принят Юлианский календарь. Поэтому год, как и в настоящее время, делился на 12 месяцев. Их названия воспроизводят наименования месяцев древне-римского календаря, заимствованные из латинского языка. Однако, в некоторых древнейших памятниках письменности (например, в Остромировом евангелии XI в.) сохранились более ранние, чисто славянские, названия месяцев, происхождение которых имеет определенную связь с наблюдениями над сменой явлений природы. С некоторыми изменениями эта древнеславянская номенклатура дожила и до настоящего времени в ряде славянских языков.

    Так январю соответствовало название просинец (т. к. в это время становилось светлее), февралю -сечень (т. к. это был сезон вырубки леса), марту - сухий (т. к. в некоторых местах уже подсыхала земля), апрелю - березень, березозол (имена, связанные с березой, начинающей цвести), маю - травень (от слова "трава"), июню - изок (кузнечик), июлю - червень, серпень (от  слова "серп", указывающего на время жатвы), августу - зарев (от "зарево"), сентябрю -рюен, октябрю -листопад, ноябрю -декабрю - грудень (от слова "груда" - мерзлая колея на дороге), иногда - студень.

  • Круги солнца

    Календарный год не содержиг в себе полного количества недель. В простом году заключается 52 недели и один лишний день (52 х 7 + 1 = 365), в високосном -52 недели и два дня (52 х 7 + 2 = 366). Поэтому одни и те же числа месяцев не могут из года и год падать на одни и те же дни недели. Каждый простой год заканчивается тем самым днём недели, с которого он начался. Но новый календарный год, наступающий после простого, будет естественно начинаться со дня недели, непосредственно следующего за тем, которым открывался и завершался предшествующий год. Соответственным образом, конечно, в новом году перемещаются в пределах недели на один день по сравнению с предшествующим годом и все прочие числа с начала и до конца. Предположим, что 1 января N-ого (простого года падало на воскресенье, 2-е - на понедельник, 3-е - на вторник и т. д., вплоть до 31 декабря, которое, как и 1 января, обязательно совпадает с воскресеньем. В (N + 1)-м году t января придется уже в понедельник, 2-е - во вторник, 3-е - в среду... 31 декабря, как и 1-е января, -в понедельник.

  • Эры

    Для того, чтобы ориентироваться в хронологических данных, далеко не достаточно одного знакомства с разными видами календарей, применявшимися в прошлом различными народами. Необходимо знать также эры этих народов, т. е. системы счёта лет от того или иного исходного момента. Ведь совершенно очевидно, что какой-бы календарный год ни имелся в виду, солнечный или лунный, блуждающий или високосный, - этот год, независимо от своей продолжительности, должен иметь какой-то порядковый номер. Он должен быть таким-то по счёту от какой-то даты, принятой за основу летосчисления. Самый термин "эра", как предполагают, складывается из четырёх начальных букв отдельных слов следующей фразы: "ab exordio regni Augusti", т. е. "от начала царствования Августа" (aera - эра). Такое происхождение слова объясняется тем, что в ряду различных систем летосчисления, употреблявшихся в прошлом, одно время пользовалась распространением "эра Августа" (в Александрии).

  • Современные взгляды на время

    В.Чернобров, "Тайны времени"

    Развитие материи, согласно представлениям современной философской мысли, приводит к возникновению новых видов этой самой материи, а также к появлению новых свойств, новых форм существования материи. Пространство и Временя, как формы существования материи обладают общими свойствами материи и особенными, определенными законами развития каждого данного вида материи. Внутренние противоречия материи находят свое проявление и во внутренней противоречивости Пространства и Времени. Они по своей природе и бесконечны, и конечны. Бесконечность Пространства складывается из конечных протяженностей отдельных материальных объектов, а бесконечность Времени - из конечной длительности отдельных материальных процессов.

  • Календы


    Кроме датировки индиктами, в древне-русских источниках (летописных сводах) иногда (правда, очень редко) встречаются указания на римские календы. Это главным образом относится к памятникам письменности новгородского происхождения, поскольку Новгород был более тесно связан с Западной Европой.

  • Календарные стили

    В древней Руси до конца XVII в. новый год начинался не с января, как в настоящее время, а с марта (как в древнем Риме) или с сентября (как в Византии). Только при Петре I, с 1700 г., одновременно с переходом на эру от "рождества христова" было решено началом года считать 1 января. До Петровской же реформы существовало два основных календарных стиля, отличных от современного: мартовский, согласно которому новогодие (подобно римскому обычаю) приходилось на 1 марта, и сентябрьский (заимствованный из Византии) с новогодием, падающим на 1 сентября. Самые термины "мартовский, сентябрьский год", "мартовский, сентябрьский стиль" не встречаются в источниках, а принадлежат позднейшим исследователям. До 1492 (7000) года, как полагают исследователи, оба стиля существовали параллельно. С 1492 г. завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский.

  • Индикты


    Счёт индиктами, или пятнадцатилетними периодами, заимствован в дровней Руси из Византии. Индиктом называется порядковое место данного года в пределах текущего пятнадцатилетнего цикла, при чём исходной точкой этого циклического счёта являетей византийская эра -"сотворение мира", а смена индиктов в каждом цикле совершается в день византийского новогодия -1 сентября.

  • Древние взгляды на время

    В.Чернобров, "Тайны времени"

    И все-же... так что такое Время? Правильней было бы начать отвечать на этот вопрос известным изречением Блаженного АВГУСТИНА (354-430 гг. до н.э.): "Я прекрасно знаю, что такое время, пока не думаю об этом. Но стоит задуматься - и вот я уже не знаю, что такое время!"

    Цитата хороша не столько тем, что показывает остроту ума древнего философа, сколько тем, что очень четко отражает и наше современное знание о таком всем хорошо знакомом с детства понятии как Время.