Пуленепробиваемость живого человека

В.Чернобров, "Тайны времени"

пуленепробиваемость: ТАК КОГО ЖЕ БОЯТСЯ ПУЛИ ?

"Ну а коль стрельба пойдет, Пуля дырочку найдет..." (поэт Булат ОКУДЖАВА).

"Девять граммов, сердце, Погоди, не рви..." (Почти народная песня).

Многие, наверно, читали или слышали про некоего офицера, помощника Суворова, на примере которого великий полководец постоянно доказывал подчиненным: вот этого сорвиголову пули не берут, пуля - она дура, смелого пуля боится и так далее. Конечно, граф Александр Васильевич был великим солдатским психологом, он знал, как вдохновлять войско перед битвой, но... почему же и сам Суворов умер в постели от старости, а не погиб на поле, нашпигованный свинцом, хотя сотни ружей залпом стреляли именно по полководцу, как по самой привлекательной мишени? В чем же секрет людей, которых в буквальном смысле не брала пуля?..

Актуальность этой темы я почти своей шкурой покувствовал зимой 1984 года (точной даты совсем не запомнил), когда среди белого дня нарвался я случайно на пулеметную очередь, нарвался большей частью по глупости. Стрелявший, кажется, был совершенно уверен в том, что с 5 метров не промахнется, и потому стрелял с бедра. Выпустил, наверное, весь магазин и... Так и хочется добавить, как это принято в дешевых романах: пули свистели над головой, но ...ничего этого не было! Все произошло так быстро и ...так медленно, что казалось, все пули и не пролетели мимо, а проползли, молча проползли... Тишина была полная, словно тот ангел-хранитель, который подоспел вовремя, просто отключил все звуки...

Много впоследствии солдатских баек довелось мне услышать и от тех, кто вместе со мной когда-то служил, и от тех, кто воевал на бескрайних просторах родного (кому-то бывшего родного) СССР. В прежние годы слушал рассказы о мировой войне от дедов, теперь вот от молодых мужиков - о многочисленных "малых войнах" в Карабахе, Абхазии, Приднестровье, Боснии, Таджикистане, Чечне - отовсюду, где льется русская кровушка. Не об извечном вопросе "Кто прав, кто не прав?" хочется поговорить сейчас и даже не о политике. А о вещах удивительных и вещах необъяснимых. Хотя не таких уж и редких. Во всяком случае, редкий воин, не протрезвевший еще от всего увиденного на войне, не вспоминает о странной выборочности ее величества Смерти. Как и по каким законам выбирает она себе очередную жертву - неведомо никаким астрологам (или почти никаким). Странное дело, кому-то суждено погибнуть от нелепой случайности в первые же секунды пребывания в армии, а кто-то откровенно издевается над всеми возможными законами теории вероятностей и возвращается невредимым из самых немыслимых переделок.

Вопрос здесь не просто о везучести, хотя и он достоин отдельного разговора. Особо хочется разобраться не в тех случаях, когда один наступает на мину, а другой ее переступает, а в тех рассказах, когда оба - и везучий, и невезучий - ОДИНАКОВО попадают под пули, но - как вы поняли - с разными последствиями. Теперь бы понять - почему?

Обратимся к истории со времени первых летописей о боевых столкновениях и пройдем до наших дней. Что касается литературных похождений богатырей и рыцарей всех рангов и всех стран, то описание их ратных подвигов подозрительно смахивает на современные третьесортные боевики, в которых неглавные герои служат исключительно мишенями для главных героев. Создается полное впечатление, что былинные рыцари были абсолютно неуязвимы для стрел, копий и мечей неприятеля. Впрочем, причина не скрывается: заговоры, волшебные амулеты, обереги и т.д. Классическую легенду об Ахилле и его недозаговоренной пятке повторять не будем.

Вообще, победа и поражение в бою с применением холодного оружия, насколько можно верить знатокам боевых искусств, это дело, почти на все сто процентов зависящее от боевого настроя человека. В древних японских боевых искусствах считалось, что схватка выигрывается победой в поединке взглядов - тот, кто глазами убедит противника в его уязвимости, тот и победитель, которому для формальности оставалось лишь добить побежденного мечом. Допустим, что так оно и было и вроде бы так оно и есть. Но вот кудесники выдумывают порох, затем и огнестрельное оружие, которое вроде бы пренебрегает искусствами и разит кого ни попадя. И своих, и чужих. Тогда-то классик ратного дела Суворов изрекает свое бессмертное: "Пуля - дура, штык - молодец".

Вскоре рождается и другая фраза: "Смелого пуля боится". Впрочем, в то время, чтобы из тех примитивных ружей гарантированно попасть в солдата, нужно было бы заставить этого самого солдата долго стоять на месте (желательно дрожать от страха). Попасть же в движущуюся мишень - в скачущего в атаку храбреца - дело было практически безнадежное. Казалось бы, так и родилась легенда? Нет, убить из ружья убегающего труса еще сложнее, чем бегущего навстречу храбреца. Так что низкая меткость ружей здесь ни при чем. Тем более что в реальных боях участвовали не одно-два ружья, а залп шеренги мушкетеров выкашивал ряды наступающих лучше, чем длинная очередь из пулемета. Именно когда полки и армии редели после каждого залпа, офицеры и обратили внимание на то, что не все одинаково страдали от ливневого потока свинца. В каждом полку непременно находился какой-нибудь усатый гренадер, о неуязвимости которого ходили легенды... Кстати, забегая вперед, скажем, что из опыта описанного следует, что самое безопасное место в битве - это находиться вплотную близко к "счастливому" полководцу. А самое опасное место начинается уже в метре двух от него же...

Впрочем, по части легенд всех превзошли не европейские стрелки, а более отсталые племена Азии, Африки и Америки, которые смерть или победу в бою расценивали целиком как божий промысел.

...Вторая половина 19-го века. На просторах североамериканских штатов в разгаре вооруженная борьба отрядов белых и коренных племен индейцев. Краснокожие, еще вчера не знавшие огнестрельного оружия, но очень быстро освоившие винчестеры, кольты и верховую езду, все свои прежние ратные секреты почти целиком перенесли на новые технические методы ведения войны. Белые же еще много поколений назад перестали относиться к собственному оружию как к живому существу, а к схватке - как логическому завершению магического обряда. Отсюда многочисленные непонятные "белые" страницы в истории этой непонятной войны. С одной стороны, федеральные отряды легко справлялись с индейцами, особенно когда врасплох заставали тех за ритуальными обрядами, с другой стороны - краснокожие становились белым просто не по зубам, когда обряды были завершены по всем показателям. В конечном счете, как известно, в долгой войне победили слепая сила и американское оружие, но... нашего внимания достойны как раз воины индейцев, потому как вероятность погибнуть порой для проигравшей стороны была почти "стопроцентной", но многие индейские герои вопреки логике оставались живыми. Случайно ли? Дадим слово исследователю того исторического периода Юрию КОТЕНКО, который сумел отыскать немало странных случаев, объясняющих причины некоторых побед индейцев в долгой череде поражений.

1865 год. Битва на реке Паудер. Более чем странное поведение в этом сражении вождя чейеннов Римского Носа впоследствии подробно описал индейский летописец Деревянная Нога. Разумеется, не исключено, что часть событий слегка приукрашена, тем не менее при прочтении не пропадает ощущение, что вождь все же обладал силой, противостоящей не только пулям, но и стихии: "В битве... он медленно проезжал на коне перед строем белых. Солдаты палили по нему, но ни одна пуля в него не попала. Они либо пролетали мимо, либо отскакивали. На нем был священный головной убор, обладавший мощной магической силой..." Летописец попытался по-своему ответить на интересующий нас вопрос - откуда такое чудесное свойство? "Он получил магическую силу, когда мы стояли на Гуз-Крик, впадающем в реку Танг в ее верховьях. Недалеко находилось озеро со священной водой. На заре Римский Нос разделся, сделал из бревен плот и выехал на озеро... В ту ночь началась буря. Сверкала молния, и гром сотрясал всю землю. Друзья Римского Носа боялись, что он утонет, и рано утром два человека пошли проведать его. Он лежал на плоту, который мирно раскачивался на воде... На четвертую ночь буря была ужасной - такой чейенны никогда не видели. Они боялись и за себя, и за находившегося на плоту юношу. Град побил наши типи и разогнал наши табуны. Все решили, что град забьет его насмерть. Когда земля озарилась утренним светом, два человека взобрались на холм, чтобы осмотреть поверхность воды. Римский Нос так и лежал на плоту, и они помогли ему сойти на сушу. Ни одна градина не задела его тела, и ни одна капля не коснулась его" ["ТМ" 1996, N 3, с.48]...

25 июня 1876 года. Вот как описывал разгром 7-го кавалерийского полка генерала Джона А.КАСТЕРА у Литтл-Бигхорн индеец племени сиу по имени Железный Ястреб: "С нами был очень храбрый чейенн. Его голову украшал военный головной убор из перьев пятнистого орла, на плече была надета пестрая накидка из кожи какого-то животного, крепилась она тоже пестрым поясом. Он в одиночку направился к холму, а мы в отдалении следовали за ним. Вдоль гребня выстроились солдаты, которые спешились и держали своих лошадей под уздцы. Чейенн покружил перед ними, подъезжая совсем близко,солдаты непрерывно обстреливали его. Потом он вернулся к нам с криком: "А! А!" Кто-то спросил: "Друг чейенн, в чем дело?" В ответ чейенн стал развязывать свой пестрый пояс, и когда он встряхнул его, с пояса посыпались пули. Этого прекрасно сложенного воина оберегала священная сила, потому он был неуязвим для солдат..."

Ровно через пять месяцев, 25 ноября 1876 года, индейцы племени чейеннов под предводительством вождя Тупой Нож спешно покидают свой лагерь под ударами 4-го кавалерийского полка под командованием полковника Рональда С.МАККЕНЗИ и укрываются в каньоне у реки Паудер. В течение всего светового дня спешившиеся кавалеристы обстреливали индейцев почти в упор без особого, впрочем, для них вреда - индейцы прятались за камни. Но вот один старый индеец вышел на открытую возвышенность и медленно стал раскуривать потухшую трубку. Американские солдаты, уже утратившие надежду победить, при виде такой отличной мишени воспрянули духом, и... град пуль обрушился на старика. "Мишень" должна была быть изрешечена в несколько секунд, тем не менее выстрелы не приносили видимого результата. Выстрелы продолжали греметь, когда к старику присоединился его соплеменник по имени Черная Птица. Через некоторое время на открытое место выпрыгнул и стал нарочно привлекать к себе внимание третий индеец, Длинная Челюсть, который, выдержав "всего лишь" 4 залпа, поспешил ретироваться. О третьем индейце известно, что в его одежде было впоследствии найдено множество пулевых отверстий, но неизвестно, были ли попадания в первых двух, утверждалось лишь, что они выкурили свои трубки до конца и удалились, не будучи даже раненными...

Вот как описывает знаменитого чейеннского шамана Бешеного Мула его соплеменник Деревянная Нога: "Как-то раз, когда мы находились в верховьях реки Паудер, к нему подошли четыре чейенна и каждый выстрелил в него. Он стоял, прислонившись спиной к дереву. После четвертого выстрела шаман нагнулся, снял мокасины и высыпал из них четыре пули. Я сам это видел... Я видел, он проделывал то же самое, когда наш лагерь стоял в долине реки Роузбад, чуть ниже развилки нынешней дороги Форсайта, ведущей в Лейм-Дир и Эшленд. В другой раз он продемонстрировал свои возможности, когда племя находилось в верхнем течении Лейм-Дир-Крик". Немало подобных случаев из истории этого племени описывают историки и этнографы прошлого века, имеется немало описаний и в книге Дж.Б.Гриннела "Сражающиеся чейенны" ["ТМ" 1996, N 3, с.48-50]...

Другой выдающийся вождь племени оглала-сиу, Бешеный Конь, один из вдохновителей победы над генералом Кастером, был также неуязвим. Так его описывает Стоячий Медведь в книге "Мой народ сиу": "Ни одна пуля, ни одна стрела не пронзили его тела. Даже лошадь, на которой он скакал, никогда не была ранена... В битве у Литтл-Бигхорн он первый бросился навстречу врагу. Проскакал мимо шеренги солдат с одного конца до другого, они все прицелились в него и выстрелили, но ни одна пуля не ранила ни всадника, ни его лошадь. Так он проскакал несколько раз и, как всегда, остался невредимым..."

1890 год. Последняя война степных индейцев, последняя проигранная битва у ручья Вундед-Ни. Здесь свои чудодейственные свойства проявил святой пророк племени сиу - Черный Лось, который также мог отвращать вражеские пули. При бое отряда Большой Ноги с солдатами окрестные индейцы, слышавшие выстрелы, поспешили к месту сражения. Одну группу вел Черный Лось. У него не было ружья, но он держал прямо перед собой священный лук. Атаковав непрерывно стрелявших солдат, Черный Лось и его люди не получили ни единой царапины. Об этом племени известно, что в нем были особые воины. "Те, кто владел магической силой", у сиу назывались "вакан"-таинственные. Изредка они демонстрировали соплеменникам свои возможности. Раскрасившись особым образом и прикрывшись лишь набедренными повязками, со священными свистками-флейтами на груди, "вакан" выстраивались в цепочку и шли навстречу стреляющим в них людям. При этом стрелы гнулись и ломались, а пули падали на землю, оказываясь сплющенными, у людей же не находили никаких повреждений. Тем не менее и такие неустрашимые и непобедимые сиу были вынуждены после этой битвы признать свое поражение...

Весна 1973 года. Прошел целый век относительно мирного сосуществования коренных индейцев и пришлых бледнолицых. И вот печально известное вооруженное восстание индейцев сиу в местечке Вундед-Ни в Южной Дакоте, США. И тут вновь проявилось забытое было индейское искусство избегать попадания пуль. Из газет известно, что во время многочисленных перестрелок с правительственными войсками были человеческие жертвы, в том числе и с индейской стороны, но в священное типи индейцев, стоявшее посредине поселка, не попала ни одна пуля. Известно, что внутри него проводились культовые церемонии, которыми руководил современный религиозный лидер сиу - Вороний Пес... ["ТМ" 1996, N 3, с.49].

О степени достоверности индейских сообщений стоит оговориться отдельно, в них совсем не исключена возможность появления "слегка приукрашенных" подробностей. Известно, что пожилые индейские информаторы любили "вспомнить молодость" перед назойливыми журналистами и дотошными историками. Они частенько дополняли минувшие события собственными фантазиями, а порой и плели откровенную чушь, а если разговор велся при плохом переводчике или при помощи языка жестов, да еще и с падким на сенсации борзописцем, то научную ценность "исследования" можно было предсказать заранее. Однако даже если отбросить 99 процентов всех сообщений о неуязвимости индейских воинов и шаманов, все равно их слишком много, чтобы считать все ложью и отмахнуться от удивительных фактов. Тем более, что подобные истории можно услышать и на нашей земле.

Удивительный феномен воздушного асса, трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича ПОКРЫШКИНА еще ждет своей разгадки. За годы войны он провел 156 воздушных боев, сбил (только официально) 59 самолетов противника, сам не был сбит ни разу. За ним охотились лучшие пилоты Люфтвафе, немецким ассам удалось сбить множество ведомых Покрышкина, но сам Покрышкин был словно заговоренным. В конце концов немцы признали бесполезными подобные попытки и стали предупреждать своих летчиков: "Ахтонг, ахтонг! Покрышкин ин дер люфт! (Внимание, Покрышкин в воздухе!)" Это объявление было равносильно фразе "Кто не спрятался - я не виноват!" У немцев были ассы, которые сбили больше самолетов, но не было ассов несбиваемых. Покрышкин же так и остался непобедимым... После войны он не раз попадал в воздухе в сложнейшие передряги, но вопреки всему удачно приземлялся. Удача никогда не отворачивалась от него. Последний раз он рисковал уже будучи пассажиром самолета, который попал в сильнейший грозовой фронт; пилоты тогда сами не понимали - как сумели избежать гибели лайнера...

1945 год. Советские войска вступили в тяжелые бои за немецкий город Бреслау. Взвод автоматчиков под прикрытием дымовой завесы с боем взял кирху в центре большой площади, к башне протянули провод для корректировки артогня. Однако, провод был вскоре перебит случайной пулей. Командир послал связиста, однако, он был убит едва только ступил на простреливаемую насквозь площадь. Следующим послали "на верную смерть" связиста АНТОНОВА, солдата родом из города Тихвин. Едва связист пополз по ровной как стол площади, асфальт вокруг буквально вскипел от сотен пуль, сплошные фонтанчики и брызги превратились в туман, окутавший человека. Ураганный огонь продолжался все время, пока он полз около 50 метров, отделяющих его от кирхи. Все, кто видел эту картину с самого начала мысленно похоронили Антонова,.. но он дошел, дополз до обрыва, соединил провод и только внутри кирхи Антонов потерял сознание от перенесенного напряжения. [газета "Супермен" 1993, N 8]...

Итак, предположим, явление пуленепробиваемости (назовем его пока так), несмотря на кажущуюся антинаучность даже одного этого названия, реально существует в природе. Попробуем разобраться в этом феномене.

При изучении индейской "пуленепробиваемой эпопеи" Юрий КОТЕНКО выделил три известных в древности способа быть неуязвимым: 1) обычная броня, 2) амулеты и 3) личное колдовство. Мы добавим к ним еще три, с которыми знакомы другие народы: 4) непреднамеренное измененное состояние организма, 5) чужие заговоры и 6) чужая опека. В таком порядке их и рассмотрим:

1) Не следует думать, что БРОНЮ и ДОСПЕХИ носили только древние рыцари, а бронежилеты - лишь современные спецназовцы. Даже обычные солдаты средневековых армий, которых принято считать безропотным пушечным мясом, носили уставные ленты из плотной кожи и неуставные кресты и железные пластины у сердца. Солдаты ХХ века для той же цели носили на груди шинель-скатку и пачку документов с портсигаром в нагрудном кармане. Кое-кто из умельцев прилаживал в карманы стальные пластины - иногда помогало... В истории Великой Отечественной войны было несколько эпизодов применения и стальных панцирей: впервые панцирная рота 133-й стрелковой дивизии штурмовала в 1943 году Наполеоновские ворота (комроты Николай ЧЕРКАШИН вспоминал: "...Никогда не забуду лица фашисткого автоматчика в очках. Вжавшись спиной в земляной траверс, палит в меня с дуэльной дистанции. Три сильных толчка в грудь - три попадания в панцирь. Едва устоял на ногах. Автоматчик видит, что его пули отскакивают от меня как горох. За стеклами очков - обезумевшие от ужаса глаза..." Позже в 1945 тяжелые противопульные панцири применяли и при штурме кенигсбергских фортов ["РГ" 8.05.1998, с.11].

"Дикие" племена индейцев не были более глупыми в этом отношении: например, распространенными у них были пуленепробиваемая грубая одежда или старые испанские доспехи, которые воины передавали из поколения в поколение. Самым популярным средством индивидуальной защиты был, однако, щит из толстой бизоньей кожи, которую брали с шеи быка и подвергали термической обработке, после чего она становилась толще и плотнее.

Такой щит не пропускал и рикошетировал не только стрелы, но и пули, выпущенные из старых кремневых ружей. В более древние времена воины использовали против стрел защитные панцири, которые смазывались смесью клея с песком. Некоторые воины носили на груди большие медали, огромные мельхиоровые кресты, пекторали и другие украшения из металла, которые могли защитить от стрелы или срикошетить пулю, выпущенную из кремневого ружья. Однако в большинстве своем индейцы, как известно, в теплое время года ходили и воевали полуголыми (говоря по-армейски - форма одежды "голый торс"), без всяких украшений, щитов и доспехов, кстати, легко пробиваемых нарезными винтовками. С одной стороны, последнее говорит в пользу того, что вошедшая в легенды защита индейцев не была связана с какой-то простой и понятной причиной вроде бронированного щита. С другой стороны, само наличие, пусть даже в прошлом, доморощенных "бронежилетов" свидетельствует, что индейцы сильно сомневались в собственной неуязвимости. Если бы они владели секретами чудодейственного спасения от пуль, то зачем бы им тяжелые доспехи? Или, может, секретами владели одни, а другие довольствовались ну... например, защитными предметами и амулетами?..

2) Многие из легендарных "пуленепробиваемых" людей обладали какими-то МАГИЧЕСКИМИ ПРЕДМЕТАМИ, оберегавшими их от пуль. Начнем с индейцев: у Римского Носа это головной убор из перьев, у Бешеного Коня - "волшебный" камень и чучело сокола, носимое в волосах, у Черного Лося - священный лук и т.д. Кроме индивидуальных талисманов были и групповые, принадлежащие всему племени обереги. К примеру, у сиу было целых 4 щита в виде обручей, оплетенных ремешками, словно паутина или теннисная ракетка (подобные сувениры сейчас в большой моде в США, моему другу Дмитрию такой же подарила американская знакомая, правда, при этом почему-то объяснив, что "щит" защищает от дурных снов).

По мнению же индейцев, такой дырявый щит в состоянии был защищать также и от стрел, и от пуль. У племени чейеннов даже имелся сделанный из человеческих скальпов кожаный оберег-"возвратитель", обладавший свойством останавливать и возвращать назад пули и стрелы (такие случаи многократно описаны в истории племени). А сам кожаный щит до сих пор хранится в типи в поселке Лейм-Дир, в резервации северных чейеннов, штат Монтана, США. Аналогичную роль в истории европейских цивилизаций играли иные предметы, в которых была сокрыта магическая сила, способная защитить от пуль: кресты, магические камни, кристаллы, реже - святая вода, заговоренные щиты, совсем редко - карты таро...

3) Следующая гипотеза - людей спасает не в последнюю очередь и обладание МАГИЕЙ, любой другой загадочной силой, способной противостоять мечам, стрелам и пулям. Несмотря на кажущиеся различия в методиках овладения самыми различными боевыми искусствами, у них, и на Западе, и на Востоке, безусловно, есть и общие черты.

Как правило, перед схваткой посвященный проходил длительную подготовку, которая включала очищение в парильне, пост, молитвы, миросозерцание. Очень мало различий есть у этих людей и с другой категорией посвященных - с шаманами, у которых такая же подготовка к проведению камлания и иных процедур; и одеждой, поведением эти люди обязаны были резко выделяться из окружающих, соблюдать определенные, отдаленно напоминающие индейские, табу и запреты. Так же, как и шаманы, эти люди служили предметом насмешек окружающих в периоды, "пока гром не грянул", и они же были надеждой, на них в буквальном смысле молились в трудные минуты. Самое же большое совпадение с шаманами - способность "пуленепробиваемых" ...переходить в иные миры в результате медитации. Откроем вновь труд Ю.Котенко.

Вот что говорит Черный Лось по поводу перемещения в иных сферах: "Когда Бешеный Конь шел сражаться, то всеми своими мыслями он погружался в потусторонний мир и попадал в него. Вот почему он бросался в самую гущу и отовсюду уходил невредимым. До того как вашичу (бледнолицые) убили его в городке, что на Белой реке, его ранили только дважды, да и то свои же лакоты, когда он не ожидал опасности и не мог погрузиться в тот мир". Интересно, как свое ранение описывал сам посвященный: "Я помнил свое великое видение, ту его часть, где появляются гуси с севера. Сила их передалась мне. Раскинув руки, подобно низко летящему гусю, я поскакал вперед, издавая крик гусей - "бр-рр-п, бр-рр-п, бр-рр-п". Солдаты заметили меня и принялись обстреливать еще сильнее, а я все скакал на лошади, и когда оказался совсем близко от них, то выстрелил по ним в упор, а после развернулся и помчался назад. Все это время вокруг жужжали пули, но ни одна из них меня не задела. Мне совсем не было страшно. Я опустил руки и перестал издавать гусиный крик. И едва только я сделал это, меня что-то сильно ударило в пояс - как будто кто-то стукнул меня обухом топора... меня поразила пуля - в бок через живот".

Трудно найти прямую связь между гусиными криками и пуленепробиваемостью. Вряд ли механизм действия своего волшебного свойства толком знали и сами посвященные, но одно они уяснили точно: раз и навсегда установленным правилам следует придерживаться постоянно, в противном случае наказание следует незамедлительно. Обращает на себя внимание то, что практически все посвященные погибли после того, как нарушили "правила игры". Например, тот же Бешеный Конь пришел в форт Робинсон с мирными намерениями, не готовившись надлежащим образом к схватке, которой не ждал, и в неспровоцированной драке его закололи штыком. Смерть другого вождя, Римского Носа, также связана с нарушением простых магических правил, которые заключались в том, что этого индейца не должен касаться металл в момент принятия пищи. Соплеменники, безусловно, свято соблюдали запрет, но однажды женщина из другого племени по незнанию, выпекая хлеб, воспользовалась железной вилкой. Римский Нос узнал об этом уже после того, как съел хлеб. В принципе, наверное, он мог совершить необходимые в таких случаях очистительные церемонии, но перед битвой уже не было времени. Так он и ушел в бой с полной уверенностью, что эта схватка будет для него последней. Вы знаете, что бывает с воинами, которые идут в бой С ТАКИМИ МЫСЛЯМИ. Вождя действительно застрелили первыми же выстрелами.

Древние секреты не забыты. Во всяком случае, так утверждают современные колдуны и экстрасенсы (откровенных жуликов я не имею в виду и прошу их не беспокоиться). Однажды был случай проверить. В январе 1997 года известный целитель Калдыбек САРИЕВ (очень талантливый целитель и хиллер, способный проводить бескровные хирургические операции голыми руками) предлагал проверить свои феноменальные способности, уговаривая и утверждая, что лично с ним ничего не случится и пули его не возьмут... Надеюсь, экспериментаторы не слишком рассердятся на меня и моих знакомых за то, что лично я так и не довел до конца физический опыт...

4) Непреднамеренное вхождение в ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА - это не совсем личная магия, но достаточно близкое к нему явление. Когда не умеющих плавать без всякой теоретической подготовки бросают в воду, часть из них обязательно выплывает. Так же и с магией. Можно долго и упорно готовить, а можно "бросить в воду", но тогда научится плавать и спасется далеко не каждый... Иногда, правда, это измененное состояние наступает уже после выстрела и даже после попадания пули, и, как правило, это состояние во многом схоже с яростью или одержимостью, желанием выжить и (или) победить (кого-то спасти). Помните, как в известном фильме "Комиссар", где главного героя не добивает целая револьверная обойма, выпущенная в упор, но забивают насмерть сапоги бандитов. Современные "комиссары" могут входить в ярость ничуть не хуже революционных героев.

Статистика утверждает, что в годы Великой Отечественной подвиг Матросова (правильнее было бы назвать его подвигом Александра ПАНКРАТОВА, совершенным еще раньше, в августе 1941-го) повторили, закрыв своими телами вражеские амбразуры, 470 солдат! Цифра потрясающая, но меня больше удивляет другая цифра - из этой полутысячи разгоряченных боем солдат остались живы целых 9 человек! (По данным, собранным историком-архивистом Александром Петровичем КОВАЛЕНКО цифры несколько отличаются - 6 выживших из 346 "матросовцев", но процентное соотношение у него такое-же). Подобный же инцидент произошел и в Афганской войне, правда, в газеты этот случай не попал - в начале 80-х об этой войне вообще почти ничего не писали. Спустя десятилетие война пришла и в Россию. "Великая криминальная революция" - по выражению Станислава Говорухина... Полковника службы безопасности Аркадия ИВАНОВА зимним утром 1997 года подстерег в темном подъезде наемный киллер.

Выстрел в голову был профессиональным, но ...предоставим слово полковнику: "Вы не поверите, но дальше я наблюдал эту ситуацию как бы со стороны: я падаю, а он спокойно перешагивает через меня, что-то бросает возле моих ног и невозмутимо идет к выходу, даже не взглянув на меня, даже не убыстрив шаг! И какая тут злость меня взяла! Вот, думаю, гад... Я зажал рукой рану и стал подниматься, чувствую, могу стоять на ногах..." Рассвирепевший "убитый" бросился в погоню, настиг и с помощью подоспевшего шофера связал "убийцу". Только после посещения милиции он отправился на операционный стол, и нужно ли говорить, что врачи были немало удивлены удивительной живучести! ["КП" 6.02.1977]... А ровно через год я познакомился со своим тезкой, в которого 17 января 1998 года в подмосковном Пушкино расстреляли более 75 патрон АК-74 5,45 калибра, в тело попало 14 пуль - и ...ничего, жив, здоров (на тот момент, когда мы с ним ходили в спортзал, 11 пуль хирурги уже извлекли)...

5) ЧУЖИЕ ЗАГОВОРЫ - вещь достаточно серьезная. Можно, конечно, в качестве примера вспомнить тех же индейцев с их магией и заговорами, но индейцы были сами людьми глубоко верующими, и трудно разделить действие чужого заговора и действие собственно личных сверхспособностей. Лучше всего подобный пример искать среди атеистов. Нигде и никогда ни в одной армии мира не было столько атеистов, сколько их было в Красной и Советской Армии. (Надо сказать, на боевом духе самой непобедимой армии 20-го века "неверие" нисколько не сказалось, ибо солдаты верили в другие идеалы, и войско это попало в сплошную череду поражений только после того, как пропала вера в новые светско-советские идеалы.) Тем не менее и в Красной, и в Советской, и тем более в пришедшей ей на смену Российской армиях всегда был определенный процент верующих, еще больший процент солдат-атеистов имели верующих мать или бабушку. Вот они-то нам и нужны для того, чтобы понять, насколько помогали талисманы тем, кто в них не верит (но носит, дабы не обидеть родственников).